В книге "Откровение"-великой книге прообразов и иносказаний-читаем:
"...и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет."(Откр.4:6-8)
Итак,что же это за животные?
Нетрадиционная точка зрения: животные символизируют собой искупленный тварный мир (вкратце: 24 старца-представители искупленного человечества; вместе старцы и животные символизируют искупленных людей и буквальных живностей).
Традиционная христианская точка зрения такова: животные символизируют собой четырех евагелистов (каких именно-предмет споров),
"указывающих" на сооветствующие качеста Христа,в Его земном воплощении:
-лев символизирует царскую власть Христа,
-бык - Его жертвенность,
-человек - явление во плоти Спасителя,
-орел - нисходящая сила Святого Духа.
Лично я согласен с данным толкованием этих четырех символов.
Вся сложность в идентификации этих животных.Выражу свою точку зрения.
Прочитаем параллельное место-видение тех же животных Иезекиилем:
"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их."(Иез.1:4-11)
И в 10-й главе:
"И у каждого из животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное.
Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре."(Иез.10:14,15)
Обратим внимание на различия в описании внешнего вида херувимов:
1.В видении Иезекиил одно из лиц животного странное:то человеческое(в 1-й главе),то херувимово(в 10-й)(по-моемому это подтверждает мысль,что ангелы имеют схожесть с людьми(Мф.22:30))
2.Иезекииль видел,что каждое животное имело четыре лица,Иоанн-одно
(объяснить можно так:Иоанн видел "в плоскости",Иезекииль-"в пространстве")
Откроем еще одно место из Откровения(оно - один из "ключей" для понимания,кто же такие херувимы):
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее."(Откр.5:1-5)
Прочитайте приведенный выше отрывок внимательно и ответьте на вопрос:Кто,по уверению старца,может раскрыть книгу?
Ответ очевиден: ЛЕВ!
Читаем текст дальше:
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых."
Вас не удивляет,что вместо ЛЬВА мы видим АГНЦА ???
Какой вывод мы можем сделать?-Лев и Агнец не являются физическим воплощением Христа,но СИМВОЛИЧЕСКИ отображают Его сущность,характер.
Т.е. Иисус с ОДНОЙ СТОРОНЫ является грозным Царем, с ДРУГОЙ-кроткой жертвой за наши грехи.
Перенесем такое трактование на предыдущую,этому месту Писания,главу.
"Животные"-это не евангелисты (Мф.,Мк.,Лк.,Ин.) и не твари,а ... херувимы( "сложно"-не правда ли? :),характер или сущность которых мы видим из символов: с ОДНОЙ стороны они СХОЖИ с людьми, с ДРУГОЙ - они властны, с ТРЕТЬЕЙ - покорны,жертвенны, с ЧЕТВЕРТОЙ - небесны,духовны
(вы можете расширить и углубить эти характеристики)
Следовательно, четырехликость-это не изображение внешности херувимов,а отображение их внутренних качеств.
Скажу больше: каждый человек тоже должен быть РАЗНОСТОРОННИМ! Вот доказательства:
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией."
(1-е Петра 4:10)
"...дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия..."
(К Ефесянам 3:10)
Многоразличный(в переводе с греч.) :
1) пестрый, разноцветный;
2) (много)различный, многообразный.
Много образов, "лиц" в одном!
Да,мы должны быть жертвенными,кроткими. Но,с ДРУГОЙ СТОРОНЫ, мы должны быть твердыми,мужественными!
Пример: Иисус учил подставлять щеку бьющему(Лк.6:29); но НЕ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ: Сам Иисус, ударившего Его по щеке, пристыдил резким обличением(Ин.18:22)
Вывод: не должно быть перекосов в крайности; должен быть баланс:
-между милостью и судом(Иуд.22,23),
-кротостью и твердостью(1-е Кор.4:21),
-радостью и печалью(Рим.12:15) и т.д.
PS: Особенно не должно быть крайностей в трактовании книги "Откровение"...
Комментарий автора: Советую изучить,по этому вопросу, труды Иеронима,Августина и т.д.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Вас не удивляет, что вместо ЛЬВА мы видим АГНЦА?" Обратите внимание на Египетскую символику - скульптуры львов с мордой (лицо , как-то не выговаривается) агнца. Или, сфинкс -лев с лицом человека. Может быть это поможет Вам в более глубоком проникновениив эту тайну - тайну Преображения. Помогай Бог.
Виктор Долгалев
2013-05-02 11:04:48
Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев. и лев станет человеком (Евангелие от Фомы) Комментарий автора: Я скептически отношусь к апокрифам.И мысль,в приведенном вами тексте,мне не вполне ясна.Вот такой я "недалекий" :)
Всеволод
2013-05-11 21:46:09
Интересно какие источники послужили к утверждению, что четыре животных - четыре Евангелиста.
Может дадите ссылку ?
Поискал интернете, но не нашёл. Комментарий автора: См."Тетраморф" в википедии,там же и источники.Благословений вам.
Михаил Пушкарский
2013-06-15 09:47:02
Когда я едва пришел к вере, удивительно, но мне было откровение по этим стихам, где старцев я понимал, как достигших совершенства людей, а "животных" как в общем "сотворённое существо" прошедшее преобразование до небесного существа, где "лица" - это добродетели Христа: лев - сила, жизнь, царствование, победа; орел - духовная жизнь и небесное видение; телец - труд, смирение; человек - мудрость, общение...
Но я в этом был убежден до конца, так как думал, что могу иметь домысл, несмотря на данное святое переживание. Да и Иезекиль и Иоанн имели мощное и конкретное видение этого - кто знает, что это означает при их видении?!
Но в чем я не сомневаюсь и что меня наполняет реально Духом - это живое откровение, что в данных стихах очень четко видны и переживаются ипостаси Божества: Святой Дух, исходящий от Творца приводит творение к познанию Истины - поклонение Богу Вседержителю, Который всё сотворил и Своим промыслом и силою преобразил и усовершенствовал.
Также, тот момент, где 24 старца и тварной небесный мир поклонялись "день и ночь" и взывали "свят, свят, свят, свят, свят..." - это молитва в нас неутомляющегося Святого Духа.
Я думаю, что эта статья и такой взгляд на толкование правомерно направлен на духовное понимание. И если мы здесь не видим той полноты, которую познали Иезекиль и Иоанн, то мы всеравно на правильном пути. Аминь. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Неточное исполнение Божьей воли — это грех - Николай Погребняк Братья и сестры во Христе, мы так же, как царь Иоас, зачастую спешим исполнить Божье слово, не учитывая духовный закон, что неточное или неполное исполнение воли Господа Бога является таким же грехом, как и неисполнение её.