Приближался Новый год. Папа отправился за елкой, а Оленька с мамой занялись генеральной уборкой. Смотря на то, как лихо протирает Оля мебель и посуду в серванте, Вера про себя отметила, что дочка взрослеет прямо на глазах. Сначала эти изменения стали проявляться внешне: за считанные месяцы она вытянулась на целую голову, округлились ее формы, а затем это стало выражаться и в поступках, и в разговорах. Через несколько дней после своего тринадцатилетия Оленька рассадила на диване свои игрушки и выложила из шкафа на стол игры. Вера наблюдала, как дочь машинально поправляла на куклах платья, гладила их волосы. Затем она бросила кубик и сделала несколько ходов фишкой в своей любимой игре. Было видно, как грусть наполняла ее сердце. Большие серые глаза тускнели и становились более темными. Вера догадывалась, что происходит с ее дочерью, и даже знала, что она хочет сделать. Когда-то она сделала то же самое. Поэтому она не удивилась, когда дочка подняла на нее печальный взгляд и сказала:
- Мама, я хочу отнести свои игрушки в интернат, что возле нашей школы. Можно? Они мне все равно уже не нужны.
- Ну, конечно, можно, милая. Это же твои игрушки и ты можешь делать с ними, что хочешь.
- Я только самые любимые оставлю. На память. Буду детям своим потом показывать…
Лисенок с поломанной пищалкой и мишка – глазки-пуговки уселись на полку, а верный щенок вернулся на Олину кровать, охранять и дальше сон своей хозяйки.
Остальные игрушки она разложила по пакетам и вместе с папой отнесла в интернат.
- Вот и кончилось твое детство, - сказал ей отец, когда они шли из интерната домой.
- Да, - кивнула Оля, - и мне немножечко грустно.
Вера пошла генералить кухню, думая, что ей просто повезло, что у нее есть такая хорошая помощница. Моя плиту и кухонные шкафчики, Вера размышляла о будущем своей дочери: «Какая из нее получится хозяйка? Жена? Мать? Смогут ли они с мужем быть счастливы в браке, стать настоящими половинками одного целого?» То, что жизнь прожить – не поле перейти, она знала наверняка. А еще она знала, что хорошая семья – это огромное счастье для человека. И чтобы в доме был мир и уют, большая ответственность лежит именно на женщине. Хоть и говорят, что муж в доме хозяин, но почему-то «хозяйничать» приходится именно жене. И хорошо еще, если муж сможет прилично зарабатывать и разделять с женой хоть какие-то бытовые дела. А так, ведь, глянь вокруг – телевизор и диван – это все, что, действительно, интересует современных мужчин. То, что «нехорошо человеку одному» - с этим никто не спорит. Но где найти и как распознать именного того человека, с которым тебе будет действительно «хорошо»?
«Может, это мы, женщины, виноваты в том, что из мальчиков вырастают «такие» мужья, - развивала свои мысли Вера. – Видит сын, как его мать на себе все хозяйство тянет, потом и свою семью так же строит. Ох, доченька моя, доченька, какой тебе муж достанется?»
Тяжело вздохнув, Вера погладила свой плоский живот, в котором развивалась новая жизнь. То, что это будет мальчик, она даже не сомневалась. Они с мужем давно о нем мечтали, а для Ольги это будет Новогодним сюрпризом. «Ох, и обрадуется же она», - улыбнулась Вера, представив, как дочка будет гладить ее округлившийся животик и рассказывать братику какие-нибудь смешные истории, каких у нее в запасе всегда было предостаточно.
Эта хрупкая жизнь, притаившаяся у Веры внутри, была такой нежной и ранимой… Блаженно улыбаясь, она представляла, как будет целовать маленькие пальчики, радоваться первому «а-гу» и первому шагу… До его появления на свет было еще долгих семь месяцев, а Вера уже, втайне от мужа и дочери, покупала голубенькие чепчики и распашонки. Да, у нее, непременно, родится сын! Такой долгожданный и желанный! Как же она будет баловать и лелеять этого маленького мальчика…
Стоп. Вернувшись к своим предыдущим мыслям, Вера встрепенулась: «Только не надо забывать, что из этого милого мальчика когда-нибудь вырастит муж и отец. И то, что я вложу в него в детстве, будет пожинать потом его семья». Тяжело вздохнув, Вера подумала о том, какая же это все-таки ответственность – растить детей. Ей даже на миг стало страшно. Но потом она вспомнила о муже, ее верном друге и надежном спутнике жизни. Вместе они справятся. Она постарается не сделать из своего мальчика «маменького сыночка», да и муж, слава Богу, будет показывать ему хороший пример.
Да, сейчас семейная жизнь Веру вполне устраивала, и она была даже счастлива. Но сколько раз эта самая «семейная жизнь» висела на волоске, готовая оборваться и разбиться на тысячи несбывшихся надежд… Да, были у Веры, что называется, тяжелые времена. Все началось после рождения Оленьки. Малышка была капризной, по ночам почти не спала. А днем у Верочки постоянно находились неотложные дела: стирка, глажка, готовка и т.п. Выспаться – это была единственная ее мечта в то время. Говорят, после родов женщины сильно толстеют. Про Веру этого сказать было нельзя. От такого ритма она исхудала и походила на подростка с большими темными кругами под глазами.
Вот тогда, как-то незаметно и вкрался в их дом раздор – обиды, что муж ей не помогает по дому, постоянные ссоры и ужасное чувство одиночества. В то время у Веры впервые появилась эта мысль: развод. Но вконец обессиленная, она не нашла в себе даже силы как следует обдумать эту идею.
Когда дочке пошел второй год, и она стала более спокойной, Вера чуть-чуть вздохнула с облегчением. В два года она сдала ее в садик, и у нее появилось больше свободного времени для решения домашних дел. Казалось бы, жизнь налаживалась, но в сердце все равно занозой сидело чувство обиды и самосожаления. Из трещины, которая пролегла между ней и мужем, веяло пугающим холодом. Нет-нет, да и вспыхивали, казалось, на пустом месте, ссоры с криками и укорами. «А, может, все же развод? - возвращалась Вера снова и снова к этой мысли. – Одним разом разрубить и все. Пока молодая, легче новую жизнь начать». Одной, конечно, плохо, но никто, ведь, одной оставаться не собирался. С ее внешностью, думала Верочка, не смотря даже на «приданое» в виде дочки, замуж выйти – не проблема. Но что-то удерживало ее от этого шага. Скорее всего, это были теплые воспоминания о тех чувствах и о той радости, которые испытывала она во время свиданий и в первый год замужества. Да и сейчас иногда бывали между ними теплые моменты.
«Ах, какой же я была тогда глупой, - усмехнулась себе Вера. – Чуть сама свою жизнь не разрушила. Как же деток моих от этого уберечь?»
- Мама, смотри что я в стаканчике нашла… Это что за огарок такой, может, выбросить? – Оля протянула матери огарок когда-то большой и красивой свечи.
- Нет-нет, что ты, - спохватилась Вера и как-то бережно взяла его в руки. – Выбрасывать его нельзя. Это наша с папой реликвия. Эта свечка помогла нам семью сохранить. Даже страшно подумать, что бы было, если бы не этот подарок.
- Подарок?
- Ну да, понимаешь, ее мне на свадьбу бабушка подарила. И свеча эта не простая, а особенная.
- Ой, мамочка, расскажи, ну, пожалуйста.
- Что ж, видно, и, правда, время пришло…
Мать с дочкой, обнявшись, уселись на диван, и Вера начала свой рассказ:
- Началась эта история давно, когда я была примерно твоего возраста. Я тогда у бабушки на летних каникулах гостила. А я, признаться, в то время непоседой была, везде нос свой совала. Сначала весь чердак у бабушки облазила в поисках «сокровищ», затем сад с огородом, а потом и за дом принялась. Однажды, когда бабушки дома не было, мой взгляд задержался на полочке с иконами. Я часто наблюдала, как бабушка по вечерам зажигала лампадку и долго стояла перед иконами в молчании, лишь крестилась изредка. Интересно мне стало, что же это за иконки такие. Вот, пока бабули дома не было, я на табуретку встала, на цыпочки поднялась и одну иконку взяла. Рассмотрела ее со всех сторон и решила на место поскорее поставить, чтобы бабушка ничего не заметила. И тут я увидела свечку, которая была спрятана за иконой. Взяла ее в руки – свечка как свечка, не новая, но и огарком не назовешь. Низ в красивую фольгу обмотан, на ней капли восковые. Рассмотрела я все и назад поставила, как было.
А через несколько дней, поздно вечером, по всей деревне свет отключили, авария какая-то была. Бабуля мне и говорит: «Посвети мне спичками, я свечку поищу, где-то у меня в шкафчике была». Ищет-ищет, да что-то в темноте никак найти не может. Тут я про ту свечу, что за иконой видела, и вспомнила. Прыгнула я на табуретку, достала ее и говорю: «Бабушка, у тебя вот тут свечка припрятана». А она взяла ее, на стол положила и отвечает: «Эта свеча особенная, ее просто так зажигать нельзя».
Ну, потом она в шкафчике другую свечку нашла, зажгла ее. В доме сразу как-то по-особенному уютно стало. Сели мы с бабушкой чай пить, а я к ней с вопросами: что да как, расскажи, мол, про свечку. Ну, вроде тебя, сейчас. Она тогда и рассказала мне, что это за свеча такая...
Ее бабушке мама на свадьбу подарила. Дарила, да приговаривала: «Свеча это не простая, особенная… Просто так ее не зажигай, а лишь тогда, когда с милым ссориться будете. Вот тогда и зажигайте. Да смотрите не забывайте, что это не просто свеча горит, а вместе с ней любовь ваша сгорает».
Так бабушка и сделала. Зажигала ее только тогда, когда с дедушкой ссорились. Но должна сказать, что жили они с дедом в мире и радости – даже половину свечи не сожгли, и любовь свою бережно через всю жизнь пронесли. А когда дедушка умер, бабуля свечу за иконой хранить стала. Изредка лишь доставала, смотрела на застывшие восковые слезы и сама плакала. Жалела то время, которое у них с мужем ушло на обиды и ссоры. «Вот бы, - говорила, - время вспять вернуть, ни за что бы не стала так небрежно жизнью разбрасываться».
Я тогда молодая была, глупая, но история мне эта в сердце запала. А когда я сама замуж решила выйти, бабуля мне на свадьбу тоже свечу подарила. Только она покрасивее была и потолще, чем ее. «Самую большую выбирала, - говорит, - я твой характер знаю. Не забывай, что свеча эта особенная. И вместе с ней сгорит ваша любовь и доверие. А это самое ценное, что есть у мужа и жены».
Вот так и мы с твоим папой стали эту свечу зажигать, когда ссорились. Да, было время… И вот однажды, после очередной ссоры, я зажгла свечу, смотрю на нее и вижу, что от нее уже меньше половины осталось. А женаты мы были тогда всего ничего. Позвала я папу твоего и говорю: «Что же это мы с тобой делаем? Посмотри, что от нашей любви осталось – огарочек. Неужели так и сгорит вся вместе с этой свечкой?» Сели мы вместе с ним – на свечу смотрим. А по ней слезы горячие текут, словно, любовь нашу оплакивает. Папа меня обнял - по щекам слезы катятся, как и у меня. Потушили мы скорее свечу нашу и решили приложить все силы, чтобы ее больше не зажигать.
С тех пор, доченька, наша жизнь стала налаживаться. А то ведь, я, глупая, даже развестись с ним хотела.
Спасибо бабушкиному подарку!
Горькие слезы
Покатилась слеза восковая
И застыла, на миг замерев.
Желтой каплей в ладони растая,
След оставила, умерев.
Тают, катятся горькие слезы
По лицу моему и свече,
Как мы с нею сегодня похожи,
Вместе плачем мы с ней о тебе.
И ту боль, что внутри накопилась,
Мы в слезах хотим утопить.
И ту рану, что в сердце открылась,
Теплым воском, как мазью, залить.
И горячие слезы стекают
По трепещущей желтой свече.
То не просто свеча умирает,
То любовь умирает во мне.
Тихонова Марина,
Симферополь
Дай, Бог, мне тему для стиха,
Чтобы уверенной рукою
Ложилась за строкой строка,
Что мне подарена Тобою.
Слова, Господь, мне подбери,
Чтобы за сердце задевали,
Людей к Иисусу бы вели,
Глаза на Бога открывали.
Люблю Господа и стараюсь жить так, как Он учит.
Мой девиз: В главноем - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь!
Член Союза христианских писателей Украины
Любое копирование и распространение работ ТОЛЬКО с
письменного согласования с автором.
Сборник рассказов "Выход есть!" и "Алешкины истории" можно заказать по удобным вам адресам: http://www.bible.org.ru/page.php?id=9
Также вышел сборник рассказов "Открытыми глазами"
В 2014 г. вышли "Сказки старого пруда"
СЛАВА БОГУ!!!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
очень понравился рассказ, стало жалко, что нет такого обычая у нас дарить свечи на такие вот случаи. Обязательно подруге подарю. Вот пока не поздно, буду задумываться - обижаться ли на мужа, или нет. Ведь может прийти время, когда я буду сидеть и смотреть на огарок свечи и думать - вот бы вернуть потерянное время.... ох и жалко тех дней обиды будет.
юлия
2008-01-18 18:25:59
Как удачно я прочитала Ваш рассказ. Мне тоже сейчас тяжело, с мужем как раз повздорила.Так что огромное благословение за такой выход и наставление. Очень мне помогло.Очень прекрасно написано.
Татьяна Алябьева
2008-11-07 04:51:17
Какой чудный дар Вам дан Богом! Не перестаю восхищаться его глубиной! Замечательное произведение!
Надежда Дудка
2008-12-02 12:41:07
Cлава Богу.Очень тронуло.Будьте благословенны.
женя блох
2009-03-17 09:53:49
Мариночка ,Слава Богу за талант,который Бог вложил в ваше сердце.И стихи большой глубины.Прочитанные мною отзывы говорят
о назидании чрез творчество. Комментарий автора: Спасибо за теплые слова.
И как жаль, что опять куда-то исчезли все мои ответы на отзывы. А ведь отвечала, точно помню.
Сто первый километр, или Послесловие к изящной словесности - Євген Аксарін ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Ранее, на предыдущих авторских страницах, опубликованы были части этой повести, почти все, кроме окончания. Сделано это было намеренно - чтобы не перегружать читателя необычным материалом. Но воспоследовало неожиданное: на теле сего христианского сайта обнаружились гнойники злобы и язвы ревности не по рассуждению. Сегодня представляю читателю повесть целиком, точнее - то, что дошло до меня. Представляю не для праведников: "не здоровые имеют нужду во Враче, а больные" (Мф. 9:12). И Врачу виднее - как лечить больного.
Мне (как издателю) видится, что Целитель использует ум, способности, перипетии судьбы - всю в целом личность автора и самоё повесть как гомеопатические средства лечения от греха. Одно могу засвидетельствовать достоверно: прочитав эту вещь в рукописи, двое заключённых обратились ко Христу. После этого все комментарии к повести здесь, на сайте, будь то хвалебные или ругательные, представляются мне излишними.